Планировка Нижнего сада, где размещены павильоны Марии,- Монплезир, Эрмитаж, решена сочетанием трех трехлучевых композиций. Первая из них включает центральны^ луч по оси дворцов к морю, правый луч — к па- вильону Марии, причем левый луч пересекает весь Нижний сад и приводит в парк Александрия, а правый луч — к площадке у подножия «Шахматной горы»; центральный ее луч ведет к павильону Монплезир с Марли, а правый луч — к павильону, размещенному на аллее, ведущей к пирамидальному пруду. Следует отметить, что такое сочетание взаимно пересекающихся трехлучевых композиций не имеет аналогов в планировке исторических парков. Эти лучевые аллеи создают разнообразные перспективы. Среди них особенно впечатляющей является перспектива от дворца к морю и от моря к дворцу вдоль главного каскада фонтанов (22). В начале и середине XVIII в. под Петербургом были созданы парки, ставшие подлинными памятниками садово-паркового искусства, например в Стрельне, Царском Селе (ныне г. Пушкин) (22, 23). Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Следует отметить, что часть парков г. Ломоносова в конце XVIII — начале XIX в. была выполнена пейзажными приемами. Тогда же в Петербурге был создан Аптекарский сад. Но , Петр I не ограничился устройством парков в районе столицы. Ряд великолепных парков он разбил в своих резиденциях в Прибалтике, и наиболее интересный из них — Екатериненталь (ныне Кадриорг). В Москве в XVIII в. при царских резиденциях был создан Головинский сад (его авторами в 1730 г. были Растрелли и Анненгоф), запроектированный тем же Растрелли по приказу царицы Анны Павловны. В XVIII в. многие русские вельможи строили дворцовые ансамбли в своих усадьбах. Среди них следует отметить три выдающихся дворцово-пар-ковых ансамбля: Кусково, Архангельское и Останкино в Москве. О вотчине бояр Шереметьевых в Кускове упоминалось уже в 1623 г., а с 1819 г. в Кускове велись большие работы. Основными авторами ансамбля были крепостной архитектор Ф. Л. Аргунов и его ученик А. Ф. Миронов, который работал над композицией парка. Ансамбль Кусково (25) состоял из центрального ядра регулярной планировки в окружении зеленых массивов пейзажного решения. Перед дворцом — большой пруд с островком, а за ним по оси дворца в глубь зеленого массива уходил канал, завершавшийся пышным каскадом. С противоположной стороны дворца располагался грандиозный партер, завершающийся по оси дворца зданием оранжереи. В регулярном саду — изящный павильон Эрмитаж, на берегу небольшого пруда — Грот, а недалеко от него — Итальянский домик и открытый театр на 100 мест. Богато оформленный скульптурой и цветниками на фоне газонов партер с трех сторон окружен канатами и вагами. За оранжереей располагался лабиринт, а за большим прудом в зеленом массиве — зверинец. Второе поместье Шереметьевых — Останкино с большим дворцом, в ко- тором был театр. Парк, решенный в регулярных приемах Ф. Л.. Аргуновым и А. Ф. Мироновым, включал партер перед дворцом; с обеих сторон партера располагались два небольших участку пейзажной планировки. На правом участке был насыпан холм с беседкой на его вершине. Центральная аллея парка уходила к прудам (26). Архангельское расположено в 23 км от Москвы. Еще в XVI в. на высоком берегу Москвы-реки, откуда открывались великолепные виды на заливные луга и густые леса, возникло небольшое село, принадлежавшее боярину A. И. Уполоцкому. В селе была построена деревянная церковь. В 1703 г. Архангельское перешло к сподвижнику Петра I Д. М. Голицыну. Из окон вновь построенного дома открывался вид на модный тогда Французский парк. В планировке парка, несомненно, сказалось влияние Версаля, Летнего сада, Петергофа. Сохранилась копия плана парка 1767 г. Основой регулярной композиции были восемь квадратных боскетов, обсаженных кленами, липами. В начале XIX в. одним из выдающихся произведений русского классицизма стало Архангельское (27). Его владелец Н. А. Голицын решил создать своего рода подмосковный Версаль и пригласил проектировать парк итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, приехавшего в Россию в 1779 г. и избранного в 1784 г. академиком русской Академии художеств. С крыльца дворца открывается чудесный вид. Партеры террас уступами спускаются вниз, перспектива уходит вдаль. И хотя регулярный парк срав- нительно невелик (14 га), благодаря открывающимся бескрайним перспективам он кажется очень большим. Верхняя малая терраса представляет собой квадрат со стороной 70 м, что соответствует ширине фасада дворца. Партер верхней террасы делится на два прямоугольника, а по внешним границам партера проложены аллеи. Верхняя терраса обнесена баллюст-радой. Нижняя терраса, куда ведет широкая лестница, тянется на 153 м, а еще ниже расстилается огромный прямоугольник размером 240X70 м. Ансамбль Архангельское является выдающимся памятником архитектуры и садово-паркового искусства и бережно охраняется государством. На Украине декоративное садоводство широкое развитие получило в XVIII в., причем большинство садов создавалось в регулярном стиле. Одним из старейших садов является теперешний Первомайский парк в Киеве, окончание строительства которого относится к 1735 г. Его украшали скульптура, фонтаны и архитектурные сооружения, большой розарий. Расположенный в живописной местности, этот сад был одним из красивейших садов на юге России. Из регулярных садов второй половины XVIII в. можно отметить По-чепский сад графа Разумовского, созданный по проекту профессора зодчества Академии художеств Деламотта. Другим замечательным образцом ландшафтного паркового искусства был огромный, на площади 600 га, Лялический парк графа Завадовского, устроенный в 1792 г. в с. Ляличи Черниговской губернии известным русским архитектором Кваренги. Хотя при создании этого парка предпочтение отдавалось регулярному стилю, все же значительная часть его была отведена под пейзажный сад. В конце XVIII — начале XIX в. в парковом строительстве на Украине господствующее положение уминает занимать пейзажный стиль. В числе выдающихся памятников украинского садово-паркового зодчества этого времени следует отметить Уманский парк «Софиевка», заложенный в 1796 г. (28). Парк создавался на сильно пересеченной степной местности, лишенной древесной растительности. Скалистые берега р. Каменки были умело использованы при строительстве парка. В парке были созданы обширные древесные насаждения, включая экзотические декоративные деревья (29), Устроены каналы, бассейны, фонтаны и даже подземная река. По мере удаления от парадных мест группы деревьев становились все более крупными и густыми, постепенно переходя в сплошной лесной массив. Однако и в этом лесном массиве искусно, с большим мастерством размещены большие поляны, лужайки, газоны и цветники. При создании сложных древесных групп в центре помещены наиболее высокие растения, затем, постепенно, более низкие, вплоть до кустарников, которые как бы «подбивали» снизу всю группу. Изучение исторических парков, решенных регулярными приемами, по- зволяет сформулировать архитектурно-художественные принципы их планировки. Целостность — краеугольный камень регулярных композиций, стремление связать каждую часть парка с последующей, но таким образом, чтобы с определенной точки каждый участок казался самостоятельным целым. Строгость композиции подчеркивается четкими пропорциями, симметрией членений, определенным ритмом размещения и регулярной формой таких декоративных элементов, как водоемы, фонтаны, беседки и т. д. Эта строгость соблюдается и в зеленом наряде парка, где преобладают линейные посадки деревьев, стриженые полосы кустарников. Несмотря на строгость общей композиции, в регулярных парках отсутствует монотонность. Стремление к благородной простоте чувствуется в архитектурном решении лестниц, подпорных стен, покрытых газоном откосов. Единая ось композиции и создание протяженных перспектив — наиболее выраженные приемы создания регулярного парка. В русских садах XVII в. применялись главным образом регулярные'приемы, но в планировке усадеб имели место пейзажные композиции. В последующий период в парковом искусстве выдающиеся произведения характеризуются в первую очередь стилевыми особенностями: регулярными и пейзажными приемами. Поэтому дальнейший анализ исторических памятников ведется по этим двум направлениям. |